программа тестового контроля знаний |
|
|||||||
По мере использования тестов была сформирована их
классификация по цели и содержанию: Из всего многообразия типов стандартизованных тестов в образовании используют тесты достижений. Они создавались для проверки результатов обучения на разных ступенях получения образования, измерения эффективности программ и процесса обучения. Тесты бывают двух типов – открытые и закрытые Задания с выбором ответов (закрытые):
Задания с открытым ответом (открытые):
1. В заданиях с выбором одного правильного ответа испытуемый должен выбрать один из предложенных вариантов, среди которых чаще всего только один правильный. При составлении подобных заданий следует руководствоваться такими принципами: Принцип однородности и краткости. Подбираются такие ответы, которые относятся к одному роду, виду, отображают основные стороны, грани явления. Этот принцип применяется в заданиях с различным числом ответов. Принцип вариативности (фасетности) содержания задания, который предполагает вариативность в формулировке заданий на основе идеи выделения учебной единицы, позволяющий создавать компьютерные тесты со значительным числом вариантов одного и того же задания. 2. Особенность заданий с выбором нескольких правильных ответов является то, что испытуемому надо не только найти правильные ответы, но и определить полноту своего ответа. Следовательно, эти задания по форме труднее, чем задания с выбором одного правильного ответа. Не рекомендуется отрицательная формулировка заданий, т. е. когда спрашивается о том, что не используется, не относится, не делается и т. д. При предъявлении задания в форме отрицательного утверждения часто теряется логическая определенность. 3. В заданиях соответствия (восстановления соответствия) необходимо найти соответствие (или приравнять части, элементы, понятия) – между элементами двух списков (множеств).Практически в каждом предмете существует широкая возможность их использования. Задачи соответствия требуют подбора подходящего ответа. Обычно задание соответствия состоит из двух столбцов: в первом – вопросы, утверждения, факты, понятия и т. д., во втором идет список утверждений или свойств, объектов, которые надо поставить в соответствие. Задания на установление соответствия позволяют проверить так называемые ассоциативные знания, существующие в каждой учебной дисциплине. Это знание о взаимосвязи определений и фактов, авторов и их произведений, форм и содержания, сущности и явлений, о соотношении между различными предметами, свойствами, законами, формулами, датами. При составлении заданий на установление соответствия используются уже названные принципы – фасетности, краткость и точность формулировок, понятность для всех испытуемых и однородности элементов групп. Одним из формальных требований, предъявляемых к заданиям на установление соответствия, является неодинаковое число элементов в правом и левом столбцах. Избыточные (правдоподобные, но неверные) ответы имеются только в одном столбце. Они выполняют роль дистракторов. Если бы число элементов в столбцах было одинаковым, то последнюю пару испытуемые бы выбирали автоматически, используя метод последовательного исключения. При составлении заданий на упорядочивание элементов следует отметить обязательность инструкции для испытуемых – в какой именно последовательности располагать элементы – от большего к меньшему, в алфавитном, хронологическом порядке и т. п.
Кроме приведенной классификации тесты можно классифицировать еще по целому ряду оснований. ■ По процедуре создания могут быть выделены
стандартизированные и не стандартизированные тесты. ■ По способу предъявления различают тесты: ■ По характеру действий тесты делят на: ■ По ведущей ориентации выделяют: ■ По степени однородности задач тесты делят на: ■ По целям использования в системе образования
названия
даны в переводном варианте, — возможно, по мере
внедрения в педагогическую практику они претерпят
изменения): Каждая из перечисленных форм позволяет проверить специфические виды знаний, а также соответствующие им контрольные материалы. В пользу того, что задания в тесте должны быть максимально разнообразными, можно привести три существенных довода. 1. Задания разного типа делают тестирование более разнообразным, с точки зрения испытуемых. Более разнообразная деятельность позволяет отодвинуть порог наступления утомления и, как следствие, позволяет больше времени выделить на тестирование, а, имея больший запас времени, мы имеем возможность поместить в тест большее количество заданий и, как следствие, получить более надежный инструмент. 2. Имея тест, состоящий из заданий одного вида, мы всегда имеем реальную опасность получить в качестве составляющей итогового балла умение обучаемых работать с этой формой заданий. Те, кто быстрее приспособятся к ней, те, для кого эта форма окажется наиболее удобной, получат преимущества. Этого можно избежать, используя задания различного вида. 3. Для разных элементов содержания образования подходят разные по форме задания. Для сложных определений, проверки понимания фактического материала – задания альтернативных ответов, для знаний временных или пространственных явлений – задания на восстановление последовательности и т. д. Поэтому, пытаясь свести все многообразие учебного материала к одной форме, мы заведомо делаем тест, в котором содержание не соответствует форме. И, как следствие, он будет менее качественным. Исходя из этих соображений, в тесты следует включать задания разного типа и вида. |
|
||||||
© 2009 Nesterov A. Почта: tests2009@mail.ru |